Продолжение перевода Red Stars 7.
147 иап был создан 9 января 1940 года в Ваенге и Мурмашах на основе истребительных эскадрилий 5 осап (отдельного смешанного авиационного полка) ВВС 14А. Первоначально 147 иап состоял из пяти эскадрилий: 1-я (15 И-153, Ваенга) и 2-я (15 И-16) были переведены из 5 осап, 3-я, 4-я и 5-я (каждая по 14 И-15бис) - прибыли из 9 лшап, 19 и 38 иап. Позднее была создана и 6-я эскадрилья.
С истребительными эскадрильями 5 осап выходит некая путаница. По Геусту
: к началу войны полк имел 18 И-16 и 15 И-153 и И-15бис, которые базировались на Ваенгу. В ноябре 1939 г. в полк прибыли И-15бис из 26 иап (Углово). В декабре - эскадрилья капитана Савченко на И-15бис из 38 иап. К 9 января 1940 г. 5 осап передал все истребители 147 иап.
С помощью обзорного поста
slon_76 попытаюсь разобраться. При передаче эскадрилий из 5 сап в 147 иап они сохраняли свой номер. 1-й эскадрильей была 24 иаэ 24 сбап, которая прибыла на Север в сентябре 1938-го года, и к началу войны была перевооружена на И-153. 2-я эскадрилья была сформирована в 15 авиабригаде и отправлена на Север весной 1939 года (вероятно, на И-16). 3-я и 4-я эскадрильи в 5 осап были бомбардировочные и эти номера в 147 иап в январе 1940 года были "свободны". Затем, возвращаемся к данным Геуста. Эскадрильи с номерами 5, 6 и 7 были образованы соответственно из 1 аэ 26 иап, 2 аэ 9 шап и 4 аэ 38 иап, все на И-15бис.
В феврале 1940 г. 5-я эскадрилья была отправлена на переучивание и перевооружение на И-153 и в войне более не участвовала. "Освободившиеся" старые И-15бис были переданы вновь сформированной 4-й аэ, личный состав для которой прибыл из 18 иап 2 Отдельной Краснознаменной Армии. 7-я эскадрилья Савченко была переименовала в 3-ю.Разобравшись с многообразием эскадрилий, возвращаемся к тексту Геуста: 147 иап был боеготов к 17 января 1940 года. Одна из трёх эскадрилий И-15бис позднее была перевооружена на И-153 и не участвовала в войне. Эскадрильи И-15бис под командованием Савченко и Петрова были очень плохо подготовлены (
видимо, речь про 6-ю и 7-ю эскадрильи).
Боевые действия:14 января 1940 года три И-15бис (бывшего 38 иап) штурмовали Суоникуля (Сангельск) и выполнили вынужденную посадку в Лабдсхьяур (Labdshjaur), Хихнакуля (восточнее Наутси, район Печенги) после повреждения топливного бака у ведущего самолета. Все три пилота (капитан С.М.Борщевский, лейтенант Н.Е.Кузнецов и младший лейтенант А.Н.Осипов) были взяты в плен пять дней спустя. Пилоты были обморожены, после попытки добратсья до своих позиций суровой арктической зимой (по ночам температура опускалась до -37°С). И-15бис имели тактические номера "3", "13" и "492". По советским документам, летчики уничтожели самолеты после приземления. Но финский лыжный патруль два дня спустя обнаружил пустые самолеты на льду Хихнакуля и приступил к разборке истребителей, после чего самолеты были уничтожены.
28 января 1940 года во время тренировочного полета на И-15бис разбился летчик 6-й эскадрильи старший лейтенант Воронский Н.И.
За войну 147 иап произвел 2030 вылетов, из которых 830 были боевыми.
Руководящий состав:Командир полка - майор Артемьев Николай Сергеевич. 1909 г.р., на начало 1936 г. - лейтенант, командир звена 109 иаэ 36 иабр КВО. В Испании с 20.10.1936 по 26.03.1937, сбил 2 самолета лично и 1 в составе пары, награжден Орденом Красного Знамени. 9 января 1940 г. возглавил сформированный 147 иап. После войны за отличное выполнение боевых заданий награжден Орденом Ленина. Летом 1940 г. из-за появления в нетрезвом виде на аэродроме покла понижен в должности, назначен помощником командира 145-го иап. С 22.6.41 - командир 196 иап. На 20.3.43 подполковник Артемьев произвел 35 боевых вылетов, сбитых самолетов противника не имеет.
Комиссар полка - батальонный комиссар Матвеев Александр Андреевич, 1910 - 1998. До 1937 г. - летчик-инструктор Борисоглебской летной школы, в 1939 г. принимал участиях с боях на реке Халхин-Гол в качестве комиссара эскадрильи 70 иап. К началу ВОВ окончил военно-политическую академию имени Ленина, назначен комиссаром 17 иап. С 11.11.41 - командир 154 иап (29 гиап), с 6.5.43 - заместитель командира 275 иад, с 17.7.43 - командир 275 иад. Во время ВОВ сбил 3 самолета лично и 2 самолета в группе (согласно наградному листу: 5+2). С 1975 года генерал-майор авиации Матвеев в отставке.
Начальник штаба - капитан Давыдов Константин Иванович, 1907 г.р. Участник конфликта на озере Хасан. С 1.1.40 по 29.11.41 - начальник штаба 147 иап, затем до 1.3.42 - временно исполняющий обязанности начальника штаба 1 сад. С 5.3.42 - заместитель начальника штаба 122 иад ПВО, с июня 1943 года - подполковник, начальник штаба 319 иад ПВО.
Командир 1 аэ - майор Галицын Георгий Михайлович. 1907 - 1943. Во время ВОВ - подполковник, в 1941 - 1943 гг. командир 7 иап (14 гиап), сбил лично 1 самолет противника. Награжден орденами: Красная Звезда (1936 г.), Красное Знамя (1940 г), Ленина (1941 г.), Отечественной Войны I степени (1943 г.). Погиб в катастрофе самолета Як-7 во время тренировочного полета 18 октября 1943 года.
Командир 2 аэ - капитан Тряпичкин Сергей Алексеевич, 1908 - 1941. В 1940 г. в составе 2 аэ был переведен из 147 в 145 иап. Во время ВОВ - заместитель командира (штурман) 145 иап, 15 сентября 1941 года на самолете ЛаГГ-3 не вернулся с боевого задания из района Рестикент.