авиа

Bf 109G-4/R3


Удачное фото: "Мессершмитт" Bf 109G-4/R3 из 1.(F)/124 над губой Западная Лица, летчик облт.Даутценберг. Май - июнь 1943 г., район губы Западная Лица.

Модификация G-4 известнейшего "109-го" была редкой гостьей в Заполярье, считанные машины прошли через вторую группу JG 5 осенью 1943 года. Чуть большее количество "четвёрок" в разведовательном варианте R3 (со снятыми крыльевыми пулеметами и возможностью подвески двух 300-литровых баков под крыльями) эксплуатировалось в 1-й эскадрилье разведовательной группы 124.

Оберлейтенант Ганс Даутценберг на точно таком же "109-м" пропал без вести 31 марта 1944 года в районе Мурманска. Есть версия, что немецкий лётчик-разведчик 30-го марта совершил вынужденную посадку на лёд озера Кошка-Явр и попал в плен, но никаких документов, подтверждающих её, пока найти не удалось.
авиа

Rybin. Soviet Hurricane Aces of World War 2

На днях получил новую книжку Рыбина (фантастический DHL доставил из Аризоны ровно за 7 дней). Было прекрасно ясно, что пиратская электронка в Сети появится практически одновременно с выходом книги, но в данном случае зажиливать 15 $ никак нельзя. Хорошие книги (не по содержанию, а по исполнению) перестали выходить в России, так если игнорировать и западные издания, то скоро совсем никто не будет браться за это неприбыльное и неблагодарное дело.

По поводу самой книги: хорошее исполнение, вёрстка, приятный шрифт, отличные фотографии и минимум новой информации. Карты один в один переделаны из статей Рыбина в "АвиаМастере", вступительная глава про матчасть интересна только новичкам. Данные по Карельскому фронту перекликаются со Стенманом/Кескиненом, а по авиации СФ - с Хроникой и Момбееком. Про 122 иад ПВО, к сожалению, почти ничего нет.

Отрадно, что в маленьком текстике рубрики "Кто такой автор?" редакторы Оспрея написали, что Рыбин в данный момент работает над большой книгой про "Харрикейны" на Севере. Ждём-с.
ученье - свет

Март 1944 г. (часть вторая)

17 марта 1944 г.

Очень урожайный день на воздушные бои. ВВС СФ нанесли серию ударов по немецкому конвою Rp-110-Ki (два крупных воздушных боя), а армейская авиация дважды за день вступала в стычки с истребителями JG 5 в районе станции Ням.

Начнём с моряков. Честь атаковать противника первыми выпала 12 "Киттихокам" 27 иап под руководством м-р Дижевского под прикрытием 6 "Аэрокобра" 255 иап. В 12.27 в районе Маккаур истребители-бомбардировщики атаковали корабли (как уточняет Морозов, безрезультатно), пара немецких Ме-109 уклонилась от боя с такой оравой истребителей СФ. Все самолеты благополучно вернулись на свой аэродром.

Вторая волна атакующих - 4 "Бостон" 9 гмтап и 8 "Кобр" 255 иап - в Персфьорде встретила гораздо менее тёплый приём. Внезапной атакой из-за облаков большой группы Ме-109 (до 14-16 машин) были сбиты 2 "Бостона" и 2 "Аэрокобры", в том числе погибли командир 255 иап м-р Чертов Н.Г. и летчик 1 аэ мл.л-т Цибезов Н.Г. Оставшиеся два "Бостона" были уничтожены плотным огнем зенитной артиллерии кораблей (Морозов отмечает победы зенитчиков тральщика "М 306" и сторожевика "V 5912"). Спустя пару минут к бою присоединилась третья атакующая группа - 7 Ил-2 46 шап под прикрытием 8 Як-7 (или Як-9?) 20 иап и 6 "Киттихок" 27 иап. Снова не обошлось без потерь, 2 "Яка" на свой аэродром не вернулись. Немцы за дневной бой (12.49 - 13.13) заявили 17 самолетов, в том числе 7 "Бостонов", 6 "Кобр", 3 "Яка" и 1 Ил-2. Наши истребители заявили о 9 сбитых Ме-109.

Вечером, в 17.20 сражение над злополучным конвоем продолжилось. В районе Эккере корабли были атакованы последовательно штурмовиками (4 Ил-2 под прикрытием 7 Як-9 20 иап и 6 "Киттихок" 27 иап), истребителями-бомбардировщиками (8 "Киттихок" 27 иап) и торпедоносцами (6 Ил-4 и 16 "Аэрокобр" 255 иап и 2 гиап). В вечернем бою наши истребители заявили 6 сбитых Ме-109, потеряв при этом 1 "Як", 1 "Аэрокобру" и 1 "Киттихок". Впрочем, по мнению Петра Рассадкина и документов ОБД "Мемориал" "Кобра" к-н Василия Адонкина была разбита в катастрофе на полуострове Рыбачий на пути к цели во время сопровождения торпедоносцев. Со сбитым "Киттихок" тоже не всё так просто: л-т Ващенко  В.К. был подбит в бою, на поврежденном самолете долетел до Пумманки и намеренно посадил горящий самолет в сопках возле аэродрома, не желая перекрывать ВПП (за что позднее был награждён Орденом Красного Знамени). Ещё один летчик 27 иап мл.л-т Демиков был ранен в левую руку и ногу, но благополучно привёл самолет на аэродром.

В вечернем бою немцы сбили 14 советских самолетов (5 "Кобр", 5 Як-9, 3 "Киттихок" и 1 "Бостон"). JG 5 в этот день потеряла два самолета: Ме-109 Г-2 "черная 14" был сбит в бою и упал в воду в Петсамовуоно, немцы пытались провести спасательную операцию, но безуспешно, лт.Херманн погиб; и Ме-109 Г-6 "черная 9", пилот которой фб.Кунц совершил вынужденную посадку на острове Сёр-Варангер. Временной привязки потерь у Момбеека нет, но советские артнаблюдатели на полуострове Средний отметили в 17.48 падение немецкого самолета у Хейнассари (советские батареи добавили перца немецким катерам, которые пытались добрать до самолета).

Бои у станции Ням носили менее масштабный характер. В 12.30 облт.Вайссенбергер и фб.Морс заявили сбитыми 2 и 1 Як-9 соответственно, в 15.00 эти же пилоты отметились ещё раз в том же месте, каждый сбил по 1 Як-9. ОБД "Мемориал" подтверждает потерю 1 Як-9Д 195 иап в районе озера Каменное, летчик мл.л-т Скворцов А.А. погиб. В посмертном наградном листе на летчика указывается: "2 Як-9 встретили в воздухе 8 ФВ-190 и завязали с ними воздушный бой. В бою мл.л-т Скорвцов сбил 1 ФВ-190, но и сам был сбит и погиб".

18 марта 1944 г.

В 16.35 немцы в районе озера Юм вели бой с 8 Як-9 195 иап. Немцы заявили о трёх воздушных победах (2 - фб.Морс и 1 - облт.Тетцнер). Советские источники подтверждают потерю в бою 1 Як-9Д, мл.л-т Илюхин погиб. В посмертном наградном на Илюхина лётчику приписывается победа над 1 ФВ-190 в своём последнем бою. Немцы потерь не понесли.

19 марта 1944 г.

Из всей информации на день есть только оптимистичный наградной на мл.л-т Флусова В.Н., летчика 760 иап: "Будучи ведомым пары, возвращаясь с разведки, над линией фронта встретили 2 Ме-109, пытавшихся внезапно атаковать наши самолеты. Развернулись, смело пошли на лобовую атаку и завязали воздушный бой, в котором тесно взаимодействуя, ведущий Маслов сбил 1 Ме-109, второго подбил мл.л-т Флусов, последний с резким снижением, будучи подбитым, потянул на запад".

20 марта 1944 г.

Дважды в течении дня немцы отражали штурмовиков 839 шап под прикрытием истребителей 152 иап на Алакуртти. Около 12.00 немецкие истребители отчитались о 17 воздушных победах (12 Ил-2, 4 "Киттихок" и 1 Р-5), советские потери по Момбееку составили 3 "Киттихок" и 1 Ил-2. После вечернего боя (около 17.00) немцы были скромнее и заявили 6 сбитых самолетов, фактически по Момбееку 3 Ил-2. По ОБД "Мемориал" 20 марта погибли два летчика 152 иап (в том числе штурман полка ст.л-т Наровский С.П.) и два полных экипажа 839 шап. Согласно наградным листам на победы над ФВ-190 претендуют ст.л-т Бубнов и ст.л-т Левчук. Возможно, в сопровождении штурмовиков принимал участие и 195 полк, м-р Кулигин сбил 1 ФВ-190 в районе Верхний Верман.   

Кроме того, дата 20 марта встречается ещё в двух эпизодах, описанных в наградных листах летчиков-истребителей. Пара Ла-5 760 иап (л-т Будников, мл.л-т Коваль) перехватила в районе Лихасара разведчик Ю-88, а пара Як-9 195 иап (л-т Беседин, мл.л-т Максимов) во время фотографирования коммуникаций противника встретила 2 ФВ-190 и беседин сбил одного из двух "фоккеров". 

Немцы подтверждают лишь потерю 1 ФВ-190 А-3 из 4./SG 5 в районе Кандалакши в воздушном бою, летчик лт.Вернер ранен.

22 марта 1944 г.

В 14.43 - 15.00 4 "Кобры" 19 гиап (ведущий к-н Фабристов) прикрывали войска, пара л-т Сидоренко и л-т Журавлев вели бой с 1 ФВ-189. "Рама" была сбита Сидоренко в районе Колтакюля. Немцы потерю не подтверждают.

Около 18.40 немецкий патруль сбивает 3 Ил-2 668 шап. В ОБД есть данные о двух летчиках и одном механике, которые пропали без вести во время перелета штурмовиков с аэродрома Подужемье на аэродром Полярный Круг. Летчик мл.л-т Гаврилин П.К. и механик ст.с-т Башкиров Н.П. попал в плен и после войны вернулись живыми; судьба летчика мл.л-т Смирнова остается неизвестной.

23 марта 1944 г.

В 14.12 - 15.15 4 "Кобры" 20 гиап (ведущий мл.л-т Разумов) вели бой с парой Ме-109 над линией фронта. Мл.л-т Жученко сбил 1 "Мессершмитт". В 15.02 фб.Шук в районе Западная Лица сбил 1 Як-9. Потери противостоящие стороны не понесли.

24 марта 1944 г.

В 10.20 - 11.30 4 "Кобры" 20 гиап (ведущий мл.л-т Разумов) прикрывали наши войска и у озера Килп-явр вели бой с парой Ме-109, мл.л-т Шилков сбил 1 самолет противника.

В 05.40 - 08.16 4 "Киттихок" 27 иап вылетали на охоту в Варангерфьорд и у мыса Маккаур атаковали шхуны противника. Над целью вели бой с парой Ме-109, одного из них сбили; 2 "Киттихока" были сбиты огнём зенитных батарей с мыса Маккаур, летчики погибли. Момбеек предполагает вероятные воздушные победы немцев, но истребители заявок на сбитые "Хоки" не оставили. Своих потерь JG 5 не признаёт.

25 марта 1944 г.

Два ожесточенных боя: в 11.20 в районе озера Нижний Верман и в 14.00 в районе станции Ням. В утреннем бою немцы заявили 6 сбитых Як-9, во втором - 2 победы над Як-9 во время сопровождения "Штук". Данных о советских потерях, к сожалению, нет. Если верить наградному листу, к-н Макаров из 195 иап сбил 1 самолет противника.

27 марта 1944 г.

В 11.10 8 Ил-2 839 шап, ведущий к-н Поляков, штурмовали Алакуртти. Немецкие истребители отражали налёт и облт.Вайссенбергер сбил 2 "Аэрокобры". Конечно, никаких "Кобр" на Кандалакшском направлении у 7 ВА не было, советская сторона (по данным Момбеека) признаёт потерю 2 Ил-2 от зенитного огня и 1 Як-9 в воздушном бою. 

28 марта 1944 г.

Снова из данных только выписки из наградных листов, кишащие ошибками. 8 Ла-5 760 иап прикрывали войска на Кандалакшском направлении и вели бой с 2 Ме-109 и 4 ФВ-190. К-н Лебедев сбил 1 Ме-109, а мл.л-т Купцов 1 ФВ-190. Немцы потерь не понесли.

30 марта 1944 г.

В 13.55 - 15.15 "Бостон" 114 гбап (летчик мл.л-т Кукушкин) вел разведку под прикрытием 4 "Кобр" 20 гиап (ведущий л-т Шилков). На обратном пути над Кошка-Явр 2 "Кобры" вели бой с четвёркой Ме-109 и мл.л-т Делаев сбил 1 "Мессершмитт". Момбеек отмечает, что в 14.25 в районе Петсамо в бою была повреждена "Кобра" Делаева, и что, возможно, один из самолетов III./JG 5 совершил вынужденную посадку на лёд озера Кошка-Явр (косвенно на это намекают несколько вылетов других самолетов на "спасательную операцию"), но не подтверждает, что немцы понесли потери в летчиках или самолетах.

Некую сумятицу в дело вносит и сообщение моряков: в 09.55 в районе Главной Базы был сбит огнём 110-го зенитно-артиллерийского дивизиона самолет Ме-109, летчик приземлился в районе аэродрома Ура-губа и был взят в плен. К сожалению, имя немца не указано. Немцы указывают на потерю 1 Ю-87 из 2/SG 5 в неизвестном районе и пропажу Ме-109 Г-4 из 1.(F)/124, но 31 марта.

Кроме того, в наградном к-н Араховского из 760 иап указана победа в районе Окунева-губа над корректировщиков ФВ-189; а по информации Момбеека облт.Шванеке в 11.53 сбил 1 ЛаГГ-3 в районе Алакуртти. Момбеек и уточняет вероятную "жертву" Шванеке: 1 Ла-5 примерно в тоже время был сбит огнем ЗА.

Краткие итоги за вторую половину марта:

Сбито советскими истребителями: 3 (Ме 109 Г-2, Ме 109 Г-6 и 1 ФВ-190).
Потери в воздушных боях: 21 (7 Ил-2, 6 "Яков", 4 "Киттихок", 2 "Бостон", 2 "Аэрокобра")
Потери лётного состава ИА: 18 (9 в воздушном бою, 6 в катастрофе, 3 - сбиты ЗА)
ученье - свет

Март 1944 г. (часть первая)

3 марта 1944 г.

Около 13.00 авиация СФ атаковала немецкий конвой в районе острова Лилле Эккерей. Эпизод детально описан у Мирослава Морозова:

"В 12.53 из облаков с пикирования штурмовики [6 Ил-2 46 шап] произвели удар по головному и второму транспортам конвоя... Вследствие внезапности атаки вражеские корабли не успели открыть огонь, и только на отходе четыре Bf-109 пытались атаковать ударную группу, но были отбиты истребителями сопровождения [8 Як-9 20 иап и 6 "Киттихок" 27 иап]. Ни одна из сторон реальных потерь в самолетах не понесла. Береговые посты, очевидно, обнаружили наши самолеты непосредственно в момент удара, поскольку только в 13.09 немецкое командование дало по радио приказание всем истребетилям немедленно лететь к конвою.

Торпедоносцы [4 "Бостон" 9 гмтап] произвели взлет в 12.15. К цели шли тем же маршрутом, что и штурмовики, и в 13.01, после того как у мыса Эккере был обнаружен конвой, ведущий капитан Шебанов подал команду "Атака!". На этот раз с кораблей был открыт сильный заградительный огонь... В правый мотор ведущего капитана Шебанова попал снаряд, но он продолжал лежать на боевом курсе и с дистанции 2200 м сбросил торпеду по концевому транспорту. После сбрасывания поврежденный "Бостон" с резким разворотом ушел вправо, но, пролетев около километра, все-таки рухнул в воду... На отходе торпедоносцы были атакованы теми же четырься "Мессершмиттами", к которым вскоре присоединились как минимум шесть машин, поднятых по тревоге. Все их атаки были отбиты "Аэрокобрами" [8 самолетов 255 иап]. Хотя пилоты противника претендовали на три воздушных победы [лт.Херманн - 1 "Аэрокобра" и 1 "Бостон", уфц.Финч - 1 "Аэрокобра"], единственный потерянный P-39, по-видимому, стал жертвой огня сторожевого корабля "V 6115".

Эрик Момбеек приписывает "Айсмеерягерам" 2 подтвержденные победы над "Кобрами" 2-й эскадрильи 255 иап. Действительно, полк 3 марта потерял две машины. Летчик мл.л-т Герасименко Г.Н. был сбит в воздушном бою в районе Свартнес и упал в воду; а командир звена л-т Коваленко П.И. погиб в авиационной катастрофе. "При горизонтальном полёте на высоте 2500 - 3000 м самолет начал беспорядочно падать. Летчик выбросился с парашютом, приземлился в районе ст.Ваенга в мертвом состоянии с переломом черепа. Предположительно, рано открыл парашют и ударился о части самолета".

Советские лётчики заявили четыре победы: мл.л-т Васильцев А.В. (20 иап), ст.л-т Бойченко (27 иап), к-н Рассадкин и мл.л-т Смирнов (оба 255 иап) - по 1 Ме-109. Немцы не подтверждают потерь.

4 марта 1944 г.

Не вернулся с разведки побережья Северной Норвегии "Бостон" 118 мрап, экипаж летчик ГСС к-н Вербицкий, штурман мл.л-т Павлов, стрелок-радист с-т Афонин и стрелок с-т Лупандин пропали без вести. У немцев ни слова про бой. 

5 марта 1944 г.

Вновь повышенная активность ВВС СФ и попытки потопить очередной немецкий конвой. В 15.15 в районе Лилле Эккерей немецкие корабли атаковали 6 Ил-2 46 шап под прикрытием 6 "Киттихок" 27 иап и 8 Як-9 20 иап, а пять минут спустя 2 "Бостон" 9 гмтап в сопровождении 6 "Кобр" 255 иап. Советская "Хроника" утверждает, что конвой прикрывали 13 немецких истребителей (11 Ме-109 и 2 ФВ-190), Момбеек "урезает осётра" до размера звена.

Отрадно, что советская авиация не понесла потерь в этом вылете. 4 Ил-2 были повреждены огнем ЗА кораблей, а воздушный стрелок краснофлотец Риденков И.В. был ранен в ногу осколком снаряда. Офб.Норц чрезмерно оптимистично заявил сбитыми в бою 2 Ил-2.

Немцы после боя лишились двух истребителей. Ме-109 Г-2 "черная 4" был сбит в бою и упал в море, уфц.Финч, открывший свой боевой счет двумя днями ранее погиб. Также опытнейший Норц был вынужден совершить вынужденную посадку на побережье. На сбитые "мессеры" претендуют троица истребителей из первой группы: ст.л-т Бойченко, к-н Куренок и л-т Щербак; и к-н Адонкин, прикрывавший в бою торпедоносцы.

7 марта 1944 г.

Пара "Илов" 46 шап штурмовали автоколонну противника на дороге Кутовая - Титовка, один штурмовик был сбит огнём ЗА, экипаж погиб. Исключительно заслуга немецких зенитчиков.

Летчики 19 гиап (ст.л-т Кузнецов И.К. и мл.л-т Дронов С.И.) вылетели на перехват разведчика противника. Самолет Ю-88 был сбит в районе Беломорск, один из фашистких летчиков взят в плен. "Долетался" экипаж 1.(F)/124, самолет Ю-88 Д-5/Троп. "G2 + KH" пропал без вести в районе Масельская - Беломорск. 

8 марта 1944 г.

1 Ме-109 Г-2 "черная 13" был сбит огнем ДШК взвода ПВО 254 бригады морской пехоты, погиб лт.Дипен.

Момбеек указывает на бой четверки Ме-109 с парой Як-9 324 ИАД у Ковд-озера, после чего в 17.52 офб.Линц совершенно неоправданно записал на свой счет сбитую "Аэрокобру".

Возможно, что к этому эпизоду имеет отношение запись в наградном листе мл.л-т Кадухина: "В составе 2 Ла-5 вылетали на прикрытие наших войск на Кандалакшском направлении, в районе гора Лысая заметили 4 ФВ-190 и 2 Ме-109, несмотря на численное превосходство в паре вступили в бой, в результате которого ведущий м-р Кузнецов сбил 1 ФВ-190".

12 марта 1944 г.

Около 17.00 "Бостон" 118 мрап выполнял фотографирование береговых сооружений в Петсамовуоно под прикрытием шестерки Як-9 20 иап. Пара "Мессершмиттов" пыталась помешать им, но безуспешно. По версии наших лётчиков, оба вражеских истребителя были предположительно сбиты.

13 марта 1944 г.

В 15.14 четверка штурмовиков 46 шап под прикрытием 4 Як-1 20 иап атаковали конвой противника в районе Сюльтефьорда. По оценкам "Хроники" конвой прикрывали 12 Ме-109 и 2 БВ-138, которые после боя с нашими самолетами не досчитались четырех Ме-109 и одной летающей лодки БВ-138. Истребители JG 5 претендуют на 7 сбитых советских самолетов. В реальности авиация СФ отделалась повреждениями 2 Ил-2 и 1 Як-1 (Момбеек записал их в безвозвратные потери), кроме этого, 1 Як-1 был разбит во время вынужденной посадки в районе Вайтолахти, летчик л-т Лапин Л.П. не пострадал. Нацисты потерь не понесли.

16 марта 1944 г.

Скудные данные по воздушному бою лётчиков 195 иап. Из наградного листа на имя мл.л-т Юркевича: "При выполнении боевого задания парой самолетов Як-9, имел встречу с пятью ФВ-190. В завязавшемся воздушном бою проявил упорство, отвагу и мужество, сбил 1 ФВ-190". Немцы в долгу не остались: облт.Вайссенбергер и фб.Морс в 14.00 заявили каждый по одному сбитому Як-9. Про потери советских самолетов, увы, мне ничего не известно, немцы признают только повреждения Ме-109 Г-6 "белая 3", пилот которого заблудился в 20 км южнее Алакуртти.

Краткие итоги за 16 дней месяца:

Сбито советскими истребителями: 3 (2 Ме-109Г-2, 1 Ю-88)
Потери в воздушных боях: 2 (1 "Аэрокобра", 1 Як-1)
Потери лётного состава ИА: 3 (1 в воздушном бою, 2 в катастрофе)

Немногим позднее добавлю вторую часть и действия финнов в январе - марте 1944 г.

ученье - свет

Февраль 1944 г.

1 февраля 1944 г.

В районе Сегежа в авиационной катастрофе погиб командир 197 иап м-р Мироненко В.С.

6 февраля 1944 г.

В 14.30 группа "Киттихок" 261 сад (вероятно, 760 иап) в районе ст.Боярская вели бой с парой немецких истребителей. По данным Эрика Момбеека, советские лётчики заявили об одном сбитом Ме-109 и одном поврежденном, который сумел скрыться от преследователей в западном направлении. По информации Михаила Быкова, летчики 760 иап о сбитых самолетах противника 6 февраля не заявляли. Тем не менее, Ме-109 Г-2 "желтая 11" получила повреждения в бою, а пилот самолета лт.Дипен отделался пулевым ранением бедра. Тот же Дипен в 14.34 заявил о победе над "Киттихоком", которую советские данные не подтверждают.

14 февраля 1944 г.

По данным Момбеека в районе Сиг-озера (район Лоухи) произошёл бой между 5 "Киттихок" 261 сад и 4 Ме-109. Советский летчик Кузнецов (может быть имеля ввиду м-р Кузнецов Н.А., помощник командира 760 иап по ВСС?) и лт.Штефан (9./JG 5) заявили по одному сбитому Ме-109 и "Аэрокобре" соответственно. Заявки противостоящей стороной не подтверждаются. 

Во время штурмовки ст.Лебедево огнем ЗА был сбит 1 ФВ-190 А-3 из 14.(Jabo)/JG 5. Летчик лт.Фрошек погиб.

15 февраля 1944 г.

В 11.00 - 12.45 пара "Киттихок" 20 гиап (ведущий мл.л-т Александров С.Д., ведомый мл.л-т Афонин В.Я.) вылетели на разведку дороги Наутси - Иваль. Во время штурмовки немецкой автоколонны, пулеметным огнем был сбит самолет мл.л-т Афонина, летчик погиб.

21 февраля 1944 г.

Около 16.30 4 "Аэрокобры" 20 гиап (ведущий - мл.л-т Шилков) перехватили у озера Кошка-явр пару (по советской версии - четверку) Ме-109 из 8./JG 5, осуществляющих разведку. В завязавшемся воздушном бою мл.л-т Алексеев сбил 1 Ме-109, а немецкие летчики офб.Норц и лт.Херманн 2 и 1 "Аэрокобру" соответственно. Фактически, в этом бою был сбит только один самолет: "Аэрокобра" мл.л-т Савинова, летчик не пострадал и вернулся в свою часть.

24 февраля 1944 г.

Группа Ил-2 под прикрытием 6 "Аэрокобр" 19 гиап наносила удар по ледовому аэродрому противника Тунг-озеро. В то же время с аэродрома Понтсаленйоки вылетели истребители 8./JG 5 с целью сопровождения штурмовиков ФВ-190 из 4./SG 5 (бывшей 14.(Jabo)/JG 5). В 45 км к юго-востоку от немецкого аэродрома разгорелся воздушный бой. В результате боя немцы признают потерю 1 Ме-109 Ф-4, летчик уфц.Бадер, советская истребительная авиация лишились трёх опытных воздушных бойцов: командира эскадрильи м-р Фомченкова, л-т Сверкунова и л-т Лелик. "Авторство" немецких побед остаётся неустановленным. Согласно советским наградным листам м-р Фомченков записал на свой счет 1 ФВ-190, л-т Фабристов - 1 ФВ-190 и 1 Ме-109, л-т Журавлев - 1 ФВ-190 и 1 Ме-109, л-т Сверкунов - 1 Ме-109.

28 февраля 1944 г.

Уфц.Вагнер из 8./JG 5 на Ме-109 Г-2 "черная 7" не вернулся с поиска союзного конвоя JW-57 в районе 50-60 км к северо-востоку от мыса Цып-Наволок. Советские истребители и корабельная артиллерия не претендуют на уничтожение "Мессершмитта", так что наиболее вероятными причинами гибели немецкого летчика являются или отказ матчасти, или ошибка пилотирования в сложных метеоусловиях.

29 февраля 1944 г.

Около 15.30 немецкие истребители (11 Ме-109 и 6 ФВ-190) пытались атаковать Мурманск и вели сбой с 8 Як-7Б 767 иап. Немцы указывают на столкновение двух своих Ме-109 в воздухе. Один самолет Ме-109 Г-2 "желтая 2" был полностью разрушен, пилот лт.Рост (командир 9./JG 5) был взят в плен. Вторую машину летчик гефр.Артнер смог привети в Петсамо, несмотря на полученные повреждения. Летчики 767 полка ПВО заявили о трех воздушных победах: ст.л-т Леванович Б.С., мл.л-т Матвеев В.А. и мл.л-т Мельников П.М. сбили по 1 Ме-109 каждый, причем последний совершил таран. Мельников после тарана ведущего вражеских истребителей попытался спасти машину и посадить её на аэродром. Но не дотянул 1,5 км до полосы, врезался в землю и разбился. Кроме того, в бою был сбит командир эскадрильи 767 иап к-н Тягунов. Среди немецких лечтиков победы на свой личный счет записали офб.Норц (2 Як-7Б) и лт.Херманн (1 Як-7Б).

Кроме того, в 18.40 группа "Аэрокобр" 255 иап штурмовала аэродром Луостари. Несколько немецких самолетов успели взлететь, но завязать воздушный бой не смогли. Но это не уберегло наши истребитель от потерь: два самолета были сбиты огнем ЗА, летчики погибли.

Краткие итоги:

Сбито советскими истребителями: 2 (1 Ме-109 Г-2, 1 Ме-109 Ф-4)
Потери в воздушных боях: 6 (4 Аэрокобра + 2 Як-7Б)
Потери лётного состава истребительной авиации: 13 летчиков (5 погибли в катастрофах, 3 сбиты огнём ЗА, 5 в воздушном бою)
ученье - свет

Январь 1944

Словно хомячок я собираю информацию о воздушной войне в Заполярье и Карелии. Собственных наработок из ЦАМО кот наплакал (точнее лишь беглые выписки из ЖБД двух дивизий), а всё остальное - это опубликованные данные из книг Морозова, Быкова, Скробача и Борисенко, Момбеека, Стенмана и Кескинена, журнальных статей Рыбина и Марданова и великолепной "Хроники войны Советского Союза на Северном морском театре". Особенный интерес у меня вызывают воздушные бои, особенно те, в котором стороны понесли потери.

3 января 1944 г.

В 13.37 одиночный Ме-109 подловил Пе-2 29 бап ВВС СФ, который выполнял тренировочный полёт в районе Ваенга. Бомбардировщик совершил вынужденную посадку и был повреждён, экипаж не пострадал. Победу, вероятно, одержал лт.Рост из 8./JG 5, заявивший в 13.45 в районе Мурманска победу на У-2. Серьёзная ошибка с типом самолёта скорее всего результат описки/опечатки или плохого распознавания текста.

В 14.00 (по немецким данным около полудня, 9.57 берлинского) 4 Ме-109 7./JG 5 в районе Мурмаши вели бой с 4 Як-7Б 767 иап (ведущий - командир звена л-т Матвеев Н.Е.). Немцы сбили один "Як", но не смогли его поделить между лётчиками, записав победу на групповой счет эскадрильи. Действительно, 1 Як-7Б был сбит, летчик мл.л-т Федоров В.И. спасся на парашюте. Нацисты, в свою очередь, потеряли 2 Ме-109 Г-6 "белая 2" и "белая 11", гефр.Амман погиб, фб.Бет спасся на парашюте и попал в плен. Лётчики 767 иап заявили три воздушных победы: л-т Матвеев, мл.л-т Круглов и мл.л-т Федоров каждый посчитали сбитым по 1 Ме-109, причём последний сбил противника с помощью незапланированного столкновения (информация Михаила Быкова).

11 января 1944 г.

Зенитчики СОР (Северного оборонительного района) праздновали заслуженную победу: огнем зенитной батареи № 251 был сбит вражеский истребитель. Случай не привлёк бы моего внимания, если бы не личность пострадавшего немецкого летчика. Пилотом Ме-109 Г-2 "желтая 10" был "штаффель-капитан" 9./JG 5 гпт.Шмидт, который ещё два дня скрывался от преследователей, но не смог переправиться через Мотовскую бухту и был захвачен в плен.

14 января 1944 г.

Группа штурмовиков Ил-2 828 шап под прикрытием "Киттихок" 760 иап (ведущий ударной группы - ГСС м-р Королёв В.И.) нанесли удар по аэродрому противника Тунг-озеро (немцы считают, что был атакован Понтсаленйоки; у меня в голове до сих пор путаница). 1 Ме-109 Ф-4 был уничтожен. Немецкие лётчики заявили 2 победы: в 10.28 лт.Штефан сбил ЛаГГ-3, одновременно уфц.Вельтайм - 1 Ил-2. 760 иап потерял 1 "Киттихок", по данным Момбеека пилот не пострадал. Однако, в наградном листе м-р Королева говорится, что из-за боевых повреждений и отказа мотора, м-р Королев совершил вынужденную посадку на территории противника. Будучи раненым, он 4 дня выходил к своим войскам, после чего 4 месяца находился в госпитале. Советские летчики сбили в составе тройки (Кузнецов Н.А., Будников А.В. и Маслов Ф.Д.) 1 самолет Ме-109.

17 января 1944 г.

Около полудня в районе мыса Сеть-Наволок произошел воздушный бой между парой Ме-109 8./JG 5 и четверкой Як-9 20 иап. Каждая из сторон заявила по одной победе (мл.л-т Михайлов и лт.Дипен), обе из которых противостоящей стороной не подтверждаются. Два часа спустя восточнее Кола (в районе аэродрома Ваенга-2) пара немецких охотников подловила экипаж 46 шап ВВС СФ, выполняющий облёт самолета Ил-2. Советский штурмовик был сбит, экипаж летчик ст.л-т Дергачев И.И и стрелок кр-тец Ковалев Т.М. погибли. Победа была записана на боевой счёт командира 8./JG 5 лт.Дипена.

21 января 1944 г. 

У побережья Северной Норвегии пропал без вести "Бостон"-охотник 9 гмтап. В "Мемориале" указана информация, что экипаж мл.л-т Вартанов И.В., мл.л-т Кошенко П.Д. и ст.кр-тец Балонин Ю.Н. были сбиты огнем ЗА и истребительной авиации противника во время выполнения боевого задания у острова Ингей. Но ни Морозов, ни Момбеек информацию о воздушном бое не подтвержают.

29 января 1944 г. 

Около 14.00 в районе Мурмаши вели ожесточенный воздушный бой сводная группа немецких истребителей и около десятках "Яков" 20 иап ВВС СФ и 122 ИАД ПВО. После боя немцы недосчитались двух самолетов: Ме-109 Г-2 "черная 3" из 8./JG 5, пилот уфц.Штробель был ранен, и Ме-109 Г-2 "желтая 4", летчик лт.Вальтер, командир 9./JG 5, попал в советский плен. Очень не везло штаффель-капитанам 9./JG 5 в январе! Советские летчики (по информации Михаила Быкова) заявили о 13 сбитых самолетах противника, выявить из этого списка наиболее реальных "кандидатов" на подтверждение не представляется возможным. Немцы записали на свои счета 4 победы: офб.Шук - 2 "Яка", гпт.Эрлер и уфц.Штолль - по одному истребителю Яковлева. Для Шука эти победы стали 63-ей и 64-ой, для Эрлера - 121-ой. Советские источники подтверждают потерю 1 Як-9 из 3 аэ 768 иап, летчик мл.л-т Челышев В.И. не пострадал.

В тот же день в районе станции Кот-озеро (между ст.Лоухи и ст.Полярный Круг) 4 "Киттихок" 152 иап вели бой с группой Ме-109 и Ме-110 (согласно наградным листам летчиков 152 иап). В составе группы был сбит 1 Ме-109, что немцами не подтверждается. Лт.Штефан (9./JG 5) в районе Алакуртти - Понтсаленйоки одержал победы над ЛаГГ-3 и "Киттихоком", что в свою очередь не подтверждается ВВС Красной Армии. Очевидно, один и тот же безрезультатный бой.

Кроме того, у немцев пропал Ю-88 из 1.(F)/124 во время разведки Кировской железной дороги южнее Лоухи. Подробностей нет.

Краткие итоги месяца

Сбито советскими истребителями: 4 самолета противника (2 Ме-109 Г-2 и 2 Ме-109 Г-6).
Потери в воздушных боях: 5 самолетов (1 Як-7Б, 1 Як-9, 1 "Киттихок", 1 Ил-2 и 1 Пе-2). 
Потери лётного состава истребительной авиации: 2 летчика (оба погибли в авиационный катастрофах).
ученье - свет

147 иап в Зимней войне

Продолжение перевода Red Stars 7.

147 иап был создан 9 января 1940 года в Ваенге и Мурмашах на основе истребительных эскадрилий 5 осап (отдельного смешанного авиационного полка) ВВС 14А. Первоначально 147 иап состоял из пяти эскадрилий: 1-я (15 И-153, Ваенга) и 2-я (15 И-16) были переведены из 5 осап, 3-я, 4-я и 5-я (каждая по 14 И-15бис) - прибыли из 9 лшап, 19 и 38 иап. Позднее была создана и 6-я эскадрилья.

С истребительными эскадрильями 5 осап выходит некая путаница. По Геусту: к началу войны полк имел 18 И-16 и 15 И-153 и И-15бис, которые базировались на Ваенгу. В ноябре 1939 г. в полк прибыли И-15бис из 26 иап (Углово). В декабре - эскадрилья капитана Савченко на И-15бис из 38 иап. К 9 января 1940 г. 5 осап передал все истребители 147 иап.

С помощью обзорного поста slon_76 попытаюсь разобраться. При передаче эскадрилий из 5 сап в 147 иап они сохраняли свой номер. 1-й эскадрильей была 24 иаэ 24 сбап, которая прибыла на Север в сентябре 1938-го года, и к началу войны была перевооружена на И-153. 2-я эскадрилья была сформирована в 15 авиабригаде и отправлена на Север весной 1939 года (вероятно, на И-16). 3-я и 4-я эскадрильи в 5 осап были бомбардировочные и эти номера в 147 иап в январе 1940 года были "свободны". Затем, возвращаемся к данным Геуста. Эскадрильи с номерами 5, 6 и 7 были образованы соответственно из 1 аэ 26 иап, 2 аэ 9 шап и 4 аэ 38 иап, все на И-15бис.

В феврале 1940 г. 5-я эскадрилья была отправлена на переучивание и перевооружение на И-153 и в войне более не участвовала. "Освободившиеся" старые И-15бис были переданы вновь сформированной 4-й аэ, личный состав для которой прибыл из 18 иап 2 Отдельной Краснознаменной Армии. 7-я эскадрилья Савченко была переименовала в 3-ю.


Разобравшись с многообразием эскадрилий, возвращаемся к тексту Геуста: 147 иап был боеготов к 17 января 1940 года. Одна из трёх эскадрилий И-15бис позднее была перевооружена на И-153 и не участвовала в войне. Эскадрильи И-15бис под командованием Савченко и Петрова были очень плохо подготовлены (видимо, речь про 6-ю и 7-ю эскадрильи).

Боевые действия:

14 января 1940 года три И-15бис (бывшего 38 иап) штурмовали Суоникуля (Сангельск) и выполнили вынужденную посадку в Лабдсхьяур (Labdshjaur), Хихнакуля (восточнее Наутси, район Печенги) после повреждения топливного бака у ведущего самолета. Все три пилота (капитан С.М.Борщевский, лейтенант Н.Е.Кузнецов и младший лейтенант А.Н.Осипов) были взяты в плен пять дней спустя. Пилоты были обморожены, после попытки добратсья до своих позиций суровой арктической зимой (по ночам температура опускалась до -37°С). И-15бис имели тактические номера "3", "13" и "492". По советским документам, летчики уничтожели самолеты после приземления. Но финский лыжный патруль два дня спустя обнаружил пустые самолеты на льду Хихнакуля и приступил к разборке истребителей, после чего самолеты были уничтожены.

28 января 1940 года во время тренировочного полета на И-15бис разбился летчик 6-й эскадрильи старший лейтенант Воронский Н.И.

За войну 147 иап произвел 2030 вылетов, из которых 830 были боевыми.

Руководящий состав:

Командир полка - майор Артемьев Николай Сергеевич. 1909 г.р., на начало 1936 г. - лейтенант, командир звена 109 иаэ 36 иабр КВО. В Испании с 20.10.1936 по 26.03.1937, сбил 2 самолета лично и 1 в составе пары, награжден Орденом Красного Знамени. 9 января 1940 г. возглавил сформированный 147 иап. После войны за отличное выполнение боевых заданий награжден Орденом Ленина. Летом 1940 г. из-за появления в нетрезвом виде на аэродроме покла понижен в должности, назначен помощником командира 145-го иап. С 22.6.41 - командир 196 иап. На 20.3.43 подполковник Артемьев произвел 35 боевых вылетов, сбитых самолетов противника не имеет.

Комиссар полка - батальонный комиссар Матвеев Александр Андреевич, 1910 - 1998. До 1937 г. - летчик-инструктор Борисоглебской летной школы, в 1939 г. принимал участиях с боях на реке Халхин-Гол в качестве комиссара эскадрильи 70 иап. К началу ВОВ окончил военно-политическую академию имени Ленина, назначен комиссаром 17 иап. С 11.11.41 - командир 154 иап (29 гиап), с 6.5.43 - заместитель командира 275 иад, с 17.7.43 - командир 275 иад. Во время ВОВ сбил 3 самолета лично и 2 самолета в группе (согласно наградному листу: 5+2). С 1975 года генерал-майор авиации Матвеев в отставке.

Начальник штаба - капитан Давыдов Константин Иванович, 1907 г.р. Участник конфликта на озере Хасан. С 1.1.40 по 29.11.41 - начальник штаба 147 иап, затем до 1.3.42 - временно исполняющий обязанности начальника штаба 1 сад. С 5.3.42 - заместитель начальника штаба 122 иад ПВО, с июня 1943 года - подполковник, начальник штаба 319 иад ПВО.

Командир 1 аэ - майор Галицын Георгий Михайлович. 1907 - 1943. Во время ВОВ - подполковник, в 1941 - 1943 гг. командир 7 иап (14 гиап), сбил лично 1 самолет противника. Награжден орденами: Красная Звезда (1936 г.), Красное Знамя (1940 г), Ленина (1941 г.), Отечественной Войны I степени (1943 г.). Погиб в катастрофе самолета Як-7 во время тренировочного полета 18 октября 1943 года.

Командир 2 аэ - капитан Тряпичкин Сергей Алексеевич, 1908 - 1941. В 1940 г. в составе 2 аэ был переведен из 147 в 145 иап. Во время ВОВ - заместитель командира (штурман) 145 иап, 15 сентября 1941 года на самолете ЛаГГ-3 не вернулся с боевого задания из района Рестикент.
ученье - свет

145 иап в Зимней войне

Из множества армейских истребительных авиационных полков, которые засветились в Карелии и Заполярье во время ВОВ, только три успели повоевать в Зимней войне. Вся троица - 145, 147 и 152 иап - была сформирована уже во время советско-финской войны.

Далее мой краткий, выборочный и вольный перевод соответствующих глав из книги Карла-Фредерика Геуста "Red Stars 7".

145 иап был сформирован 29 декабря 1939 года. 1-я и 2-я эскадрильи (бывшие 1-я и 3-я эскадрильи 38 иап, всего 30 И-15бис) прибыли в Африканду по железной дороге из Пушкино 15-20 декабря. 3-й эскадрильей 145 иап стала бывшая 1-я эскадрилья 20 иап, самолеты которой прибыли в Кемь 24 декабря 1939 года.

Формирование полка закончилось в Кайрала к 17 января 1940 года. 145 иап стал ядром Северной Авиационной Группы ВВС 9А, более часто именуемой АГ Филина, по имени командира группы полковника Василия Михайловича Филина (впоследствии генерал-лейтенант авиации, командир 55 сад в 1941 году).

Боевые действия:

24 декабря 1939 года капитан К.П.Сокол (командир 1-й эскадрильи) сбил "Юнкерс" в районе Мяркаярви. Финны подтверждают потерю Юнкерса б/н JU-152, один член экипажа спасся на парашюте, трое погибли. Во время ВОВ подполковник Константин Парфирьевич Сокол в 1941-1943 гг. командовал 159 иап, затем занимал должность помощника командира 2 ГвИАК по ВСС. В воздушных боях сбил лично 2 и в группе 1 самолет противника. Погиб в катастрофе 16 октября 1943 г., похоронен на кладбище лесопарка Сосновка Ленинградской области.

12 января 1940 года 4 легких бомбардировщика Хоукер "Харт" под прикрытием 4 истребителей "Гладитор" эскадрильи шведских добровольцев F19 (Flygflottilj-19) совершили налёт на Мяркаярви, базу 145 иап. Атака была совершенно неожиданна для наземного персонала (это была первая встреча советских авиаторов со шведскими добровольцами), вызвала панику и беспорядочную стрельбу. Потери составили примерно 10 человек убитыми и ранеными. Финны потеряли три самолета: два "Харт" столкнулись в воздухе и разбились, третий бомбардировщик был сбит в 6 км к югу от Салла звеном И-15бис (ведущий - лейтенант Крючков, ведомые - лейтенанты Громов и Бондаренко). Один шведский летчик погиб, двое попали в плен, троим удалось добраться до финской территории. Летчики F19 заявили об одном сбитом И-15бис, советская сторона потерь в самолетах не понесла.

17 января 1940 года шведы отомстили летчикам 145 иап: один И-15бис совершил вынужденную посадку после воздушного боя в 14 км западнее Куолоярви, два других И-15бис аварийно приземлились в районе Мяркаярви. Шведские добровольцы Салвен (Salwen) и Мартин (Martin) записали на свой счёт 3 И-15бис.

23 января 1940 года лейтенант Конкин сбил вражеский самолет, который загорелся и упал в 3-4 км севернее Мяркаярви. Жертвой советского сокола стал "Гладиатор" из эскадрильи F19, пилот Шёрвист (Sjörvist) погиб.

Помимо воздушных боев, за время войны три И-15бис пропали без вести вместе с пилотами, два И-15бис были сбиты огнем зенитной артиллерии, один И-15бис из-за неполадок в моторе совершил посадку на вражеской территории и был захвачен. Кроме того, 9 февраля 1940 года в Ахвенярви (Ahvenjärvi) было уничтожено три И-15бис, и ещё один И-15бис поврежден на аэродроме Кайрала ночью 18 февраля 1940 года во время удачного налёта шведского "Харта".

Всего за войну летчики 145 иап совершили 1025 боевых вылетов и заявили о 5 сбитых самолетах противника.

Командир полка - майор Владимир Николаевич Штофф. Во время ВОВ командир 157 иап, погиб в воздушном бою в районе Петергофа 24.09.1941 г.
Военный комиссар - старший политрук А.А.Ионин
Начальник штаба - майор Николай Константинович Кускис. Во время ВОВ подполковник, начальник штаба 454 бап.
Командир 1-й эскадрильи - капитан Константин Парфирьевич Сокол.
Командир 2-й эскадрильи - капитан Владимир Александрович Веклич. Во время ВОВ подполковник, начальник оперативного отдела штаба 147 иап (20 гиап), командир 768 иап 122 иад ПВО, заместитель командира 193 иад.
Командир 3-й эскадрильи - капитан Петр Петрович Ледяев. В августе - октябре 1941 года - заместитель командира авиационной дивизии на Ленинградском фронте, в 1945 году - подполковник, инспектор по технике пилотирования Харьковского ВО.
ученье - свет

Эмблемы

В отличие от немецких летчиков, при каждом удобном случае рисовавших что-нибудь устрашающее на своих самолетах, в советских ВВС под строгим надзором военкомов и партии живопись не приветствовалась. Тем ценнее становятся те редкие кадры, на которых запечатлены эмблемы лучших советских летчиков и полков.


Официальная подпись гласит: заместитель командира эскадрильи 2-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС ВМФ Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Н.М. Диденко (второй слева) обсуждает с товарищами воздушный бой рядом с американским истребителем Р-39 «Аэрокобра» (Р-39 Airacobra), поставлявшемся в СССР по программе ленд-лиза. На фюзеляже истребителя изображен орел с немецким летчиком в клюве и разрушенным немецким самолетом в лапах.
Точнее атрибутировать фотографию и опознать других летчиков сложно: февраль 1943 года (офицеры на фото уже при погонах) - октябрь 1944 года (Николай Диденко ещё без звезды Героя).


Герой Советского Союза командир 609-го иап Леонид Акимович Гальченко у своего самолета ЛаГГ-3

Collapse )
Фото: Военный альбом
авиа

Полки истребительной авиации в Карелии и Заполярье

ВВС Северного флота (22.6.41 - 9.5.45)

2 ГИАП (2 ГСАП, 72 САП). В действующей армии с 22.6.41 по 9.5.45. Начинал войну как 72 САП, 18.1.42 удостоен гвардейского звания (2 ГСАП), в октябре 1942 года из состава полка исключены ударные эскадрильи (5-я бомбардировочная и 6-я минно-торпедная) и полк был преобразован в истребительный - 2 ГИАП ВВС ВМФ. В марте 1943 вошел в состав 6 ИАБр (ИАД) ВВС Северного флота.

20 ИАП. Сформирован в марте 1942 года. В составе ОМАГ передан Северному флоту 25.6.42, после расформирования ОМАГ убыл в тыл 5.11.42. В 1943 году полк вернулся на Северный флот (24.06.43) и вошел в состав 6 ИАБр (ИАД). С мая 1944 передан в 14 САД ВВС ВМФ. В действующей армии до 9.5.45.

27 ИАП. Сформирован в марте 1942 года на базе двух эскадрилий 2 ГСАП. С 1943 года в составе 6 ИАБр (ИАД). В действующей армии с 12.3.42 до Победы.

78 ИАП. Сформирован в октябре 1941 года с использованием английской техники, переданной 151-м авиакрылом RAF. В действующей армии с 14.10.41 до Победы. С марта 1943 года в составе 6 ИАБр (ИАД).

255 ИАП. Передан Северному флоту в составе ОМАГ 2.7.42. В январе 1943 года вошел в состав 5 МТАБр (МТАД), в действующей армии до Победы.

Прим: 13, 95 и 121 ИАП, вооруженные тяжелыми истребителями Пе-3, не рассматриваются.
Collapse )