Клуб по интересам (cyclolife) wrote,
Клуб по интересам
cyclolife

Category:

Июнь 1944 года

Красная Армия начала наступление на реке Свирь. Финская авиация была слишком малочисленна, чтобы навязать борьбу 7 ВА в воздухе, но потери от зенитной артиллерии оказались тяжелыми. На Севере по-прежнему некое затишье, изредка прерываемое ожесточенными битвами над немецкими конвоями.

06 июня 1944 года

В 00.01 - 00.42 2 Ил-2 46 шап (ведущий к-н Синицын) под прикрытием четверки Як-7 20 иап летали на штурмовку батарей противника, но из-за плохой погоды нанесли удар по запасной цели, складам в районе Титовка. Во время удара наши самолеты были атакованы парой "мессершмиттов" 8/JG 5 (пилоты фб.Виганд и уфц.Грамс) и обстреляны сильным огнем ЗА. Один штурмовик был сбит, упал на территории противника. Пилот л-т Беликов погиб, за воздушного стрелка в этом вылете был адъютант эскадрильи к-н Майергойз, который попал в плен и был освобожден после войны. Победу над Ил-2 записан на свой боевой счёт фб.Виганд.

07 июня 1944 года

В 12.15 - 13.15 четверка "Аэрокобр" пыталась уничтожить ФВ-189 под прикрытием 4 Ме-109 (позднее к бою присоединились ещё 2 Ме-109). Бой закончился не в пользу 7 ВА: 1 "Аэрокобра" была сбита в районе озера Пей-Явр, пилот ст.л-т Середа спасся на парашюте. Таким образом, подтверждается одна из трёх заявок офб.Линца из 8/JG 5. Немцы ушли без потерь.

15 июня 1944 года

Дважды в течение дня авиация флота атаковала немецкий конвой: в 03.30 в море и в 20.00 в порту Лиинахамари. Несмотря на обилие заявок с обеих сторон (5 с советской и 21 с немецкой), фактических потерь не было.

Стенман и Кескинен сообщают о 2 Ил-2 957 шап, сбитых летчиками 1/LeLv 32 в районе Нурмойла. По ОБД "Мемориал" погибшие летчики не проходят, а до архивных данных полков 257 сад у меня пока нет.

17 июня 1944 года

Массированные удары ВВС СФ по немецким кораблям: около 09.00 в море в районе мыса Кибергнес и в 22.15 по городу и порту Киркенес.

Первый удар наносился шестью отдельными группами самолетов, которые совместными усилиями заявили победы над 13 Ме-109 и 1 До-24. Потери моряков составили 4 Ил-2 (все экипажи погибли). Немцы признают потерю 1 Ме-109 Г-6, разбитого при посадке в Свартнесе из-за боевых повреждений, летчик гефр.Суске ранен. "Айсмеерягеры" добавили к своим счетам 35 (!) побед, в том числе 16 "Киттихок", 8 "Кобр", 5 Ил-2, 5 "Бостон" и 1 Як-9.

Вечером немцы были более скромны: 30 сбитых самолетов. Советские источники подтверждают потерю 1 "Киттихок" (сбит ЗА, мл.л-т Логутов попал в плен, освобожден), 2 Ил-2 (сбиты ЗА, экипажи погибли) и 1 "Аэрокобру" (мл.л-т Белорусов погиб). Советские заявки составили 4 Ме-109 и 1 ФВ-190, из которых подтверждается 1 Ме-109 Г-6 из 7/JG 5, пилот фнр.Фоллет спасся на парашюте над Киркенесом.

18 июня 1944 года

В 06.10 над Киркенесом разведывательный "Спитфайр" 118 мрап (пилот - ст.л-т Попович) на высоте 7500 м был внезапно атакован парой охотников Ме-109. Летчик спасся на парашюте, победа фнр.Шука. По некоторым данным, эпизод состоялся 19 июня. Летчик ст.л-т Попович Иван Яковлевич (не путать с Григорием Даниловичем - комэском североморских торпедоносцев, Героем Советского Союза) достаточно интересный судьбы человек: финскую и начало ВОВ провел механиком в 118 рап, в апреле 42 года убыл на переучивание на истребителя, воевал в 78 иап, конец войны встретил в "родном" 118-м полку командиром корабля (подозреваю, что "Каталины", но уверенности в этом нет).

С началом Свирской операции в двадцатых числах июня количество потерь штурмовых и истребительных полков с причиной "не вернулся с боевого задания" зашкаливает. Я упомяну только о тех случаях, когда финские истребители претендуют на победы. Жертвы финской ЗА требуют более тщательной работы в ЦАМО, которую я обязательно буду вести, но позже.

22 июня 1944 года

В 14.50 - 16.40 в районе Куйтежа звено "Кертиссов" сбило 1 Ил-2 и повредило другой. По данным Кескинена и Стенмана, советские источники данную потерю подтверждают. Как минимум четыре советских штурмовых полка понесли потери в этом районе (17 гшап, 214 шап, 839 шап, 957 шап), летчики 839 шап отмечают факт боя с "Кертиссами", так что наиболее вероятной жертвой финнов стал л-т Коломийцев. Его Ил-2 был подбит, летчик совершил вынужденную посадку на территории противника и благополучно вернулся в свою часть 26 июня.

23 июня 1944 года

В 05.05 в районе Конгсфьорда 8 "Киттихок" 78 иап под прикрытием 6 "Кобр" 2 гиап обнаружили и атаковали 4 БДБ. Баржи прикрывались шестеркой "мессершмиттов", которые в завязавшемся бою сбили одну "Аэрокобру", мл.л-т Глухов погиб. Победа записана на счёт офб.Шульце, летчика 8./JG 5.

В 05.50 на другом фланге фронта 11 Ю-88 из LeLv 48 под руководством к-н Сааринена пытались атаковать порт Салми на восточном берегу Ладожского озера. Советские истребители не дали в обиду пехоту: 1 "Юнкерс" был сбит (четверо членов экипажа погибли), ещё один самолет был поврежден 20 мм снарядами. Заявки на победу над двухмоторными бомбардировщиками есть как минимум у трёх летчиков: м-р Кузнецова (760 иап, "Бленхейм"), ст.л-т Сорока (197 иап, До-215) и л-т Чинкова (435 иап, Ю-88).

24 июня 1944 года

Удачный день для 195 иап: в 16.00 восьмерка "Кертиссов" из 3./LeLv 32 атаковали советские плавсредства в районе Видлица. В воздушном бою и от плотного огня ЗА финны не досчитались двух самолетов, летчик к-н Эвинен и л-т Вирталахти погибли.

25 июня 1944 года

В 11.45 - 13.15 2 "Кобры" 20 гиап штурмовали дорогу Медвежьегорск - Кондопога. Над Кондопогой наши истребители вели бой с 2 "Брюстер" и 2 "Моран". Л-т Полыга сбил лично 1 "Моран" и в паре с мл.л-т Филиным 1 "Моран". На обратном пути 1 "Брюстер" и 1 "Моран" внезапной атакой сбили "Кобру" мл.л-т Филина, летчик погиб.

Основная трудность не в том, что финны не понесли потерь. Я никак не могу выяснить, с кем же вели бой гвардейцы! Ни Кескинен/Стенман, ни финские архивы, выложенные в открытом доступе, ситуацию не проясняют.

26 июня 1944 года

В 20.30 - 21.20 в районе Аиталампи с-т Хаттинен на "Моране" сбил Як-9, принадлежавший 197 иап. Потери по ОБД "Мемориал" не проходят, что позволяет надеяться на удачный исход боя для советского летчика. Документов полка у меня пока в распоряжении нет.

27 июня 1944 года

В 19.45 7 "Кобр" 20 гиап вылетели по тревоге на перехват к Юст-озеру и вели бой с 3 "Брюстерами", л-т Разумов и мл.л-т Шилков записали на свои счета каждый по одной победе. Финны подтверждают, что пара "Моран" в 20.00 штурмовала советские наземные войска, но была перехвачена семеркой "Аэрокобр". В воздушном бою 1 "Моран" был сбит, л-т Лайтинен погиб (Кескинен ошибочно приписывает победу 773 иап).

В тот же день авиация флота провела массированные налеты на Киркенес. Немцы оборонялись как могли, собственных потерь не понесли и заявили об уничтожении 27 побед (19 истребителей и 8 "Бостонов"). Фактические потери в бою ВВС СФ составили 1 (один) самолет, "Аэрокобра" 255 иап, мл.л-т Воронин погиб. Ещё одна "Кобра" из-за неисправности мотора вернулась, не выполнив задания, и совершила вынужденную посадку на воду Кольского залива, летчик был спасен.

28 июня 1944 года

Около 15.00 в районе Юстозера 2 "Кобры" 20 гиап вели бой с 4 "Моран" 1./LeLv 28 (советские летчики разглядели среди противников 3 Ме-109 и 1 "Моран"). Мл.л-т Жученко сбил один финский истребитель, пилот л-т Пуллиаинен погиб.

В 19.20 - 21.00 звено 3./LeLv 28 в районе Видлица вели бой с парой ЛаГГ-3, один из которых был подбит и разбился в лесу. Победу засчитали л-т Алапуро. Вероятно, был сбит самолет л-т Чинкова из 435 иап, которому удалось совершить вынужденную посадку в районе линии фронта и благополучно вернуться в часть.

Удары ВВС СФ по Киркенесу в час ночи проходили по хорошему известному нам сценарию: от немцев нулевые потери и невероятный оверклейм, от советских летчиков - неизбежные жертвы от мощного огня ЗА. К цифрам: 28 побед "айсмеерягеров", потеряно 4 "Кобры" (по две от 255 и 20 иап; одного из летчиков - ГСС к-н Бурматова - удалось спасти) и 1 "Бостон". 

В пять утра советские истребители (всего 14 "Киттихок" 27 иап, 8 "Кобр" 2 гиап и 6 Як-7 20 иап) атаковали конвой противника в районе Нумерониеми и прикрывали свои торпедные катера. Немцы насчитали 17 побед (подтверждается ноль), но потеряли Ме-109 Г-6, разбившийся в Петсамовуоно от отказа мотора. Был ли этому причину брак подпольных сторонников немецкого антифашизма или снаряд советского ШВАК - не известно. Советские истребители заявили о трёх сбитых самолетах врага.

На этом за месяц всё. 
Tags: Заполярье, Календарь войны, Карелия, авиа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments