Клуб по интересам (cyclolife) wrote,
Клуб по интересам
cyclolife

Categories:

Май 1944 г. (часть 1)

К маю 1944 года силы люфтваффе на Севере иссякли. Даже для выполнения жизненно важных задач немцы едва могли наскрести два десятка Ме-109, в то время как командование ВВС СФ высылало до сотни самолетов для атак вражеских конвоев. В подобных условиях пышными цветами расцвели боевые счета "айсмеерягеров", летчики III./JG 5 заявили более 120 сбитых самолетов за месяц.

Тысячью километров южнее финские "илмавоймат" готовились к своему последнему боевому лету. Постепенные приготовления РККА к грядущему наступлению уже давали о себе знать.

Разбор мая: белые ночи, финские "летающие гробы", проблемы немецких корабелов и торжество "оверкляйма".

08 мая 1944 года

Первые дни мая на Севере царствовала непогода, поэтому первого результативного боестолкновения пришлось ждать до восьмого числа. Четверка "Яков" 20 иап отсекала истребители противника от миниатюрной ударной группы (2 Ил-2 46 шап и 2 Як-9 20 иап) и встретила над полуостровом Средний одиночный Ме-109. В завязавшемся бою мл.л-т Зимин сбил немецкий самолет. С немецкой точки зрения это выглядело так: командир 8./JG 5 облт.Бергер отправился в район аэ Пумманки с намерением подловить кого-нибудь из русских, но пропал без вести. Активные поиски летчика результата не дали.

В 11.30 того же дня в районе Вытегра (это у Онежского озера) 3 "Моран" LeLv 28 вели разведку и внезапно были перехвачены шестёркой "Кобр" 773 иап под командованием л-т Зайцева. Советские летчики заявили об полном уничтожении финской группы, причем ст.л-т Фомин таранил самолет противника. Жертва Фомина - мл.л-т Куусела - спасся на парашюте и был взят в плен. К сожалению, и сам Фомин был вынужден покинуть самолет с парашютом, при приземлении был обстрелян советскими автоматчиками и тяжело ранен. Финны утверждают, что одному из тройки "Моранов" удалось скрыться в облаках и вернуться на свой аэродром. На второй финский сбитый самолет (летчик мл.л-т Юселиус погиб) претендуют мл.л-т Кобылев и группа из 5 летчиков 773 иап.

Кескинен и Стенман замечают, что вести воздушный бой на "Моране" против современных истребителей, "Кобр" 773 иап или Ла-5 415 иап, было невероятно тяжело. Резонное и справедливое замечание, но справедливости на войне нет.

09 мая 1944 года

Летчики ВВС СФ получили неприятный щелчок по носу от своих давних "друзей". В 14.10 6 ФВ-190 под прикрытием 4 Ме-109 атаковали корабли в Кольском заливе. Пара "фокке-вульфов" атаковала стоянку Кувшинской салме (потоплены два сторожевых катера и большой охотник БО-207, повреждены два сторожевых катера), оставшаяся четверка - "местный" конвой ИК-9 из Иоканьки. Немцы потопили тральщик Т-886 (№ 31, 1150 т) и повредили танкер "Юкагир". Конвой прикрывали 8 "Киттихок" 78 иап и 8 "Аэрокобра" 2 гиап - "они отражали налёт нерешительно и только на отходе атаковали противника".  Немцы потерь не понесли и четко показали, что завоёванное господство в воздухе нужно подтверждать постоянно.

10 мая 1944 года

Командующий СФ адмирал Головко приказал нанести удары по аэродромам противника Луостари, Хебуктен и Салмиярви. В качестве "мести" за немецкую атаку 9 мая или по другой причине - мне не ведомо. Налёт не принёс значимых результатов, но стоил ВВС СФ пяти самолетов (2 Ил-2 46 шап, 2 "Киттихок" 78 иап и 1 "Кобра" 255 иап), пяти пилотов и двух воздушных стрелков. Кроме того, ещё 3 Ил-2 совершили вынужденные посадки на своей территории. Немецкие истребители, отражавшие налет, потерь не понесли.

11 мая 1944 года

Авиация флота массирована атаковала конвой противника. В половине второго ночи первые ударные группы (всего 5 "Бостонов", 6 Ил-4, 11 "Киттихок" и 21 "Аэрокобра") встретились с противников в Конгфьорде. С немецкой стороны налёт отражала только пара охотников 8./JG 5. "Сто девятые" не смогли помешать североморцам атаковать конвой, но внезапными атаками сбили два самолета - "Киттихок" мл.л-т Левченко из 27 иап (летчик дотянул до Цып-Наволок, где совершил вынужденную посадку) и "Кобру" невыясненного пилота (к-н Амосов 255 иап или мл.л-т Харпевич 2 гиап). По советским данным, "Кобра" потерпела катастрофу, зацепив крылом воду, возвращаясь с задания.

Штурмовиков, атаковавших корабли в 4 утра, ждал более "жаркий" приём. От немецкой стороны выступали 10 "айсмеерягеров" под командованием майора Эрлера, от советской - шестерка "Илов" под прикрытием дюжины истребителей 20 иап и 78 иап. Немцы заявили о 7 победах (4 Як-9 и 3 Ил-2), советские летчики - о 3 сбитых Ме-109. В реальности, авиация флота потеряла 1 "Киттихок" к-н Веревкина, а немцы недосчитались 2 Ме-109 Г-6. Уфц.Вельтхайм пропал без вести, а уфц.Шнайдер вынужденно посадил "Мессер" на Рыбачий и был взят в плен.

Последний удар по конвою был нанесен в 8.32 - 8.47 четырьмя отдельными группами. Советские истребители заявили о 4 победах (ни одна не подтверждается), немцы - о 5 (2 "Кобры", 2 "Бостона" и 1 Як-9). Советская сторона признаёт потерю 1 "Бостона" и 1 Ил-2 от ЗА кораблей и 1 "Киттихок" в воздушном бою. Экипажи ударных машин погибли, а истребитель мл.л-т Чеканов выбросился из горящего P-40 на парашюте и удачно приводнился в Варангер-фьорде. Когда к летчику подошли два катера, мл.л-т Чеканов принял из за неприятельские, и, не желая сдаваться в плен, застрелился.

12 мая 1944 года

Пара Ла-5 760 иап (ведущий ст.л-т Зубач) восточнее Кестеньга (в районе горы Ганкашваара) перехватили корректировщик противника. Встреча закончилась печально для ФВ-189 из 1.(Н)/32 и всех трёх членов его экипажа.

16 мая 1944 года

Очередной немецкий конвой. Первый удар в 19.45 - 20.30, 1 "Бостон" был сбит огнем ЗА (экипаж спасся) и 1 разведывательный "Спитфайр" PR.IV стал жертвой истребителей. Немцы заявили об уничтожении 5 "Аэрокобр", 3 Ил-2 и 1 "Спитфайра". Три советские победы не подтверждаются.

Повторный удар в 22.37 - 22.50. Советские потери - 4 самолета (2 Ил-2, 1 "Кобра" и 1 "Киттихок"), все экипажи погибли. Немецкие истребители отчитались о 6 сбитых "Кобрах", 2 "Киттихоках", 2 "Бостонах" и 2 Ил-2. Офб.Бёссенеккер разбил свой Ме-109 Г-2 при посадке на аэродроме Свартнес. По собственной ошибке или из-за боевых повреждений - об этом остается только гадать.

В тот же день, но заметно южнее, в районе Кайрала пара истребителей 195 иап (л-т Юркевич и мл.л-т Садков) подловила немецкий учебно-тренировочный Клемм КЛ-35. Два члена экипажа (экс-летчик 4./JG 5 и авиационный механик) были ранены, а самолет разбит.

Ещё южнее, в районе Олонец пять финских "мессершмиттов" из 1./LeLv 28 вели бой с группой Ла-5 415 иап, один советский самолет был сбит.

18 мая 1944 года

В 13.45 – 15.15 звено «Кертиссов» из 3/LeLv 32 (ведущий – л-т Эвинен) сопровождало «Бленхеймы» и в районе Лодейное поле встретилось с группой Ла-5. Один самолет был сбит (победа л-т Клемола). Советская сторона подтверждает потерю 1 Ла-5 415 иап, пилот мл.л-т Дергачев погиб.
Tags: Заполярье, Календарь войны, Карелия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments