Клуб по интересам (cyclolife) wrote,
Клуб по интересам
cyclolife

Category:

145 иап в Зимней войне

Из множества армейских истребительных авиационных полков, которые засветились в Карелии и Заполярье во время ВОВ, только три успели повоевать в Зимней войне. Вся троица - 145, 147 и 152 иап - была сформирована уже во время советско-финской войны.

Далее мой краткий, выборочный и вольный перевод соответствующих глав из книги Карла-Фредерика Геуста "Red Stars 7".

145 иап был сформирован 29 декабря 1939 года. 1-я и 2-я эскадрильи (бывшие 1-я и 3-я эскадрильи 38 иап, всего 30 И-15бис) прибыли в Африканду по железной дороге из Пушкино 15-20 декабря. 3-й эскадрильей 145 иап стала бывшая 1-я эскадрилья 20 иап, самолеты которой прибыли в Кемь 24 декабря 1939 года.

Формирование полка закончилось в Кайрала к 17 января 1940 года. 145 иап стал ядром Северной Авиационной Группы ВВС 9А, более часто именуемой АГ Филина, по имени командира группы полковника Василия Михайловича Филина (впоследствии генерал-лейтенант авиации, командир 55 сад в 1941 году).

Боевые действия:

24 декабря 1939 года капитан К.П.Сокол (командир 1-й эскадрильи) сбил "Юнкерс" в районе Мяркаярви. Финны подтверждают потерю Юнкерса б/н JU-152, один член экипажа спасся на парашюте, трое погибли. Во время ВОВ подполковник Константин Парфирьевич Сокол в 1941-1943 гг. командовал 159 иап, затем занимал должность помощника командира 2 ГвИАК по ВСС. В воздушных боях сбил лично 2 и в группе 1 самолет противника. Погиб в катастрофе 16 октября 1943 г., похоронен на кладбище лесопарка Сосновка Ленинградской области.

12 января 1940 года 4 легких бомбардировщика Хоукер "Харт" под прикрытием 4 истребителей "Гладитор" эскадрильи шведских добровольцев F19 (Flygflottilj-19) совершили налёт на Мяркаярви, базу 145 иап. Атака была совершенно неожиданна для наземного персонала (это была первая встреча советских авиаторов со шведскими добровольцами), вызвала панику и беспорядочную стрельбу. Потери составили примерно 10 человек убитыми и ранеными. Финны потеряли три самолета: два "Харт" столкнулись в воздухе и разбились, третий бомбардировщик был сбит в 6 км к югу от Салла звеном И-15бис (ведущий - лейтенант Крючков, ведомые - лейтенанты Громов и Бондаренко). Один шведский летчик погиб, двое попали в плен, троим удалось добраться до финской территории. Летчики F19 заявили об одном сбитом И-15бис, советская сторона потерь в самолетах не понесла.

17 января 1940 года шведы отомстили летчикам 145 иап: один И-15бис совершил вынужденную посадку после воздушного боя в 14 км западнее Куолоярви, два других И-15бис аварийно приземлились в районе Мяркаярви. Шведские добровольцы Салвен (Salwen) и Мартин (Martin) записали на свой счёт 3 И-15бис.

23 января 1940 года лейтенант Конкин сбил вражеский самолет, который загорелся и упал в 3-4 км севернее Мяркаярви. Жертвой советского сокола стал "Гладиатор" из эскадрильи F19, пилот Шёрвист (Sjörvist) погиб.

Помимо воздушных боев, за время войны три И-15бис пропали без вести вместе с пилотами, два И-15бис были сбиты огнем зенитной артиллерии, один И-15бис из-за неполадок в моторе совершил посадку на вражеской территории и был захвачен. Кроме того, 9 февраля 1940 года в Ахвенярви (Ahvenjärvi) было уничтожено три И-15бис, и ещё один И-15бис поврежден на аэродроме Кайрала ночью 18 февраля 1940 года во время удачного налёта шведского "Харта".

Всего за войну летчики 145 иап совершили 1025 боевых вылетов и заявили о 5 сбитых самолетах противника.

Командир полка - майор Владимир Николаевич Штофф. Во время ВОВ командир 157 иап, погиб в воздушном бою в районе Петергофа 24.09.1941 г.
Военный комиссар - старший политрук А.А.Ионин
Начальник штаба - майор Николай Константинович Кускис. Во время ВОВ подполковник, начальник штаба 454 бап.
Командир 1-й эскадрильи - капитан Константин Парфирьевич Сокол.
Командир 2-й эскадрильи - капитан Владимир Александрович Веклич. Во время ВОВ подполковник, начальник оперативного отдела штаба 147 иап (20 гиап), командир 768 иап 122 иад ПВО, заместитель командира 193 иад.
Командир 3-й эскадрильи - капитан Петр Петрович Ледяев. В августе - октябре 1941 года - заместитель командира авиационной дивизии на Ленинградском фронте, в 1945 году - подполковник, инспектор по технике пилотирования Харьковского ВО.
Tags: Заполярье, авиа, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments